Формуляр ЧМЭ-3

 

 

Назначение контактов электрических аппаратов тепловоза ЧМЭ-3

КП1 Главный з. к. (кабели 1,4) подключает ТЭД1,2 к генератору. Вспомогательный з.к. КП11 (226,228) позволяет включиться KB только после включения поездных контакторов. Вспомогательный р. к. КП12 (255,239) не дает включиться КД1 в тяговом режиме при случайном нажатии КНПД. Вспомогательный з.к. КП13 (26, 28) подключает катушки РБ1 и РБ2 на разность напряжения между ТЭД1,2 и остальными.

КП2 Главный з.к. (кабели 1,13) подключает ТЭД3,4 к генератору. З.к. КП21 (228, 229) в цепи KB. Р.к.КП22 (239,210) в цепи КД1. З.к. КП23 (26,15) подключает РБ1 и РБ2.

КПЗ Главный з.к. (кабели 1,31) подключает ТЭД5,6 к генератору. З.к. КП31 (267, 229) в цепи. Р.к. КП32 (210,211) в цепи КД1. З.к. КПЗЗ (26,27) подключает РБ1 и РБ2.

КШ1 Главный з.к. (7,10) подключает резистор РШ1 параллельно обмотке возбуждения 1-го и 2-го ТЭД на первой ступени ослабления возбуждения.

КШ2 Главный з.к. (7, 55) подключает резистор РШ2 параллельно обмоткам возбуждения 1-го и 2-го ТЭД на второй ступени ослабления возбуждения.

КШЗ Главный з.к. (16,19) подключает резистор РШЗ параллельно обмоткам возбуждения 3-го и 4-го ТЭД на первой ступени ослабления возбуждения.

КШ4 Главный з.к. (16, 56) подключает резистор РШ4 параллельно обмоткам возбуждения 3-го и 4-го ТЭД на второй ступени ослабления возбуждения.

КШ5 Главный з.к. (36,49) подключает резистор РШ параллельно обмоткам возбуждения 3-го и 4-го ТЭД на второй ступени возбуждения.

КШ6 Главный з.к. (36,57) подключает резистор РШ параллельно обмоткам возбуждения 3-го и 4-го ТЭД на второй ступени возбуждения. .

КНИ (контактор наружного источника тока) Главный з.к. (кабели 3, 4) подключает ТЭД 1 и 2 к наружному источнику при передвижении тепловоза с неработающим дизелем.

KB Главный з.к. (50,52) замыкает цепь обмотки независимого возбуждения генератора. Вспомогательный з.к. КВ1 (252, 261) замыкает цепь реле РУ5 только при включении KB (если реверсивная рукоятка не находится в„положении "Запуск"). Вспомогательный з.к. КВ2 (205, 201) замыкает цепь обмотки независимого возбуждения возбудителя.

КД1 Главный з.к. (шина 20, кабель 1) соединяет "плюс" БА с якорем генератора при запуске дизеля. Вспомогательный р.к. КД11 (204, 277) не позволяет включиться KB при включенном КД1, предохраняя БА и низковольтные цепи от высокого напряжения тягового генератора. Вспомогательный з.к. КД12 (255,258) создает цепь питания катушки КМН при запуске дизеля.

КД2 Главный з.к. (шина 24, кабель 25) соединяет "минус" БА с пусковой обмоткой генератора при запуске дизеля. Вспомогательный р.к. КД21 (277,226) не позволяет включаться KB при включенном КД2. Вспомогательный р.к. КД22 (220, 259) разрывает цепь питания катушки РВ при включении контактора КД2 во время пуска дизеля.

КМК (с №3777)Главный З.к. (351, 352) замыкает цепь якоря электродвигателя МК при работе в автоматическом режиме. Вспомогательный з.к. КМК1 (352,353) замыкает цепь обмотки возбуждения электродвигателя МК при работе в автоматическом режиме.

КУ Главный з.к. (200,202) собирает цепь питания на общий плюсовой провод 202. Вспомогательный з.к. КУ1 (309,300) создает цепь питания на датчики пожарной сигнализации С01, СОЗ, С02.

КМН Главный з.к. (251, 207) собирает цепь питания на электродвигатель МН. Вспомогательный р.к. КМН1 (255, 280) разрывает цепь питания катушки реле времени РВ при включении КМН. Вспомогательный р. к. КМН2 (208,247) шунтирует контакты КНПД, что позволяет при запуске отпустить кнопку после кратковременного ее нажатия.

РСМД1 З.к. РСМД11 (84, 89) замыкает плюсовую цепь питания сервомотора СМД в направлении увеличения подачи топлива при наборе позиций. Р.к. РСМД12 (89, 105) разрывает минусовую цепь питания сервомотора СМД в направлении увеличения подачи топлива при наборе позиций.

РСМД2 З.к. РСМД (84,46) замыкает плюсовую цепь питания сервомотора СМД в направлении уменьшения подачи топлива при сбросе позиций. Р.к. РСМД 22 (46,105) разрывает минусовую цепь питания сервомотора СМД в направлении увеличения подачи топлива при сбросе позиций.

Р1 .З.к. Р11 (202, 215) собирает цепь питания электропневматических вентилей песочниц ВПП1 и ВПП2 при движении вперед и ВПП31 и ВПП32 при движении назад в случае срабатывания ЭПК на экстренное торможение. Р.к. Р12 (294, 242) разрывает цепь питания KB и тем самым снимая нагрузку с генератора при срабатывании клапана ЭПК.

РЗ. З.к. Р31 (308,303) замыкает цепь питания катушки защитной сигнализации РЗС при пробое на корпус в силовой цепи р.к. P32 (254,274) отключает контактор К8 и тем самым снимает нагрузку с тягового генератора при пробое на корпус в силовой цепи.

РБ1 Р.к. РБ11 (202,245) разрывает цепь питания катушки реле РУ5, что снижает силу тяги тепловоза при боксовании. З.к. РБ12 (202,305) включает лампу сигнализации боксования ЛСБ. З.к. РБ13 (301,119) включает звуковой сигнал ЗС при боксовании.

РБ2 Р.к. РБ21 (245, 246) разрывает цепь катушки РУ5, что снижает силу тяги тепловоза при боксовании. З.к. РБ22 (202, 305) включает лампу сигнализации боксования ЛСБ. З.к. РБ23 (301,119) включает звуковой сигнал при боксовании.

РП1 З.к. РП11 (202, 279) и (279, 268) включает контакторы ослабления возбуждения поля ТЭД КШ1, КШЗ, КШ5 на первой ступени ослабления возбуждения.

РП2 З.к. РП21 (202, 278) и (278, 235) включает КШ2, КШ4, КШ6 на второй ступени ослабления возбуждения.

РЗС (реле защитной сигнализации) З.к. РЗС1 (202, 308) шунтирует свою катушку при включении реле РЗС, тем самым обеспечивая его прерывистую работу при перегреве воды и масла дизеля или пробое на корпус в силовой цепи. Это вызывает мигание лампы соответственно ЛСД1 или ЛСИ и подачу прерывистого звукового сигнала. З.к. РЗС (301, 307) включает звуковой сигнал ЗС при включении РЗС.

РВ Р.к. РВ1 (258, 257) собирает цепь питания контактора КД2 с выдержкой времени на прокачку масла 30 сек. после прекращения подачи питания на катушку реле РВ при запуске дизеля. Р.к. РВ2 (259, 275) вводит в цепь собственной катушки часть резистора РЗЗ для предотвращения быстрого разряда конденсатора С1 в период прокачки масла.

РУ1 РУ11: з.к. (71, 76), р.к. (71,75) замыкают (разрывают) цепь питания катушки реле РСМД1 (РСМД2) при наборе (сбросе) 2-й позиции. РУ12: в.к. (72,78), р.к. (72,77) замыкают (разрывают) цепь питания катушки РСМД 1 (РСМД2) при наборе (сбросе) 4-й позиции.РУ13: в.к. (73,80), р.к. (73,79) замыкает (разрывает) цепь питания катушки РСМД1 (РСМД2) при наборе (сбросе) 6-й позиции. РУ14: в.к. (74,85), р.к. (74,85) замыкает (разрывает) цепь питания катушки РСМД1 (РСМД2) при наборе (сбросе) 8-й позиции.

РУ2 РУ21: з.к. (69,72), р.к. (69,71) замыкают (разрывают) цепь питания катушки РСМД1 (РСМД2) при наборе (сбросе) 3-й позиции. РУ22: з.к. (70,74), р.к. (70,73) замыкают (разрывают) цепь питания катушки РСМД1 (РСМД2) при наборе (сбросе) 7-й позиции. РУ23: з.к. (201, 60) шунтирует резистор Р81 и часть резистора Р82 в цепи обмотки независимого возбуждения возбудителя на 3,4, 7, 8-й позициях. РУ24: р.к. (67, 59) шунтирует часть резистора Р100 в цепи обмотки параллельного возбуждения возбудителя на 1,2, 5,6-й позициях.

РУЗ РУ31: з.к. (202, 701), р.к. (202, 69) замыкают (разрывают) цепь питания катушки РСМД1 (РСМД2) при наборе (сбросе) 5-й позиции. РУ32 з.к. (201, 60) шунтирует резистор Р81, Р82 и часть резистора Р83 в цепи обмотки независимого возбуждения возбудителя на 5, 6, 7, 8-й позициях. РУЗЗ: р.к. (66,48) шунтирует часть резистора Р103 в цепи обмотки параллельного возбуждения возбудителя на 1, 2, 3,4-й позициях.

РУ34: р.к. (246, 252) шунтирует контакт реле РДМ в цепи катушки РУ5 на -4-й позициях.

РУ4 З.к. РУ41 (201,68) шунтирует часть резистора Р81 в цепи обмотки независимого возбуждения возбудителя на 2,4, 6, 8-й позициях.

РУ5 З.к. РУ51 (52; 44) на тепловозах с нр.3777 (52, 441) замыкает цепь обмотки параллельного возбуждения возбудителя при работе под нагрузкой. З.к. РУ52 (87, 82) замыкает цепь питания катушки реле РСМД1 для увеличения подачи топлива при работе под нагрузкой или на холостом ходу в положении реверсивной рукоятки "Запуск". Р.к. РУ53 (202, 75) замыкает цепь питания РСМД2 для уменьшения подачи топлива при сбросе или снижении нагрузки. З.к. РУ54 (441, 44) на тепловозах с нр.3777 замыкает под нагрузкой (последовательно с з.к. РУ51).

РЕВЕРСОР Р. Сегменты силового барабана и силовые пальцы переключают обмотки возбуждения ТЭД для движения тепловоза в заданном направлении. Верхняя группа сегментов и силовых пальцев замыкает цепи обмоток возбуждения 1-го и 2-го ТЭД. Средняя группа 3-го и 4-го, а нижняя группа - 5-го и 6-го ТЭД. Блокировочные контакты управляются шайбами блокировочного барабана. Р1 (216, 218) подготавливает цепь питания катушек поездных контакторов КП1, КП2, КПЗ и контактора KB при переводе реверсора в положение "Назад". Р2 (217, 2-18) подготавливает цепь питания катушек КП1, КП2, КПЗ и KB при переводе реверсора в положение "Вперед". РЗ (215, 214) подготавливает цепь питания катушек вентилей задней песочницы ВП31 и ВП32 для подачи песка под 1-ю и 6-ю колесные пары при переводе реверсора в положение "Назад". Р4 (215,213) подготавливает цепь питания катушек вентилей передней песочницы ВПП1 и ВПП2 для подачи песка под 1-ю и 4-ю к.п. при переводе реверсора в положение "Вперед". Р5 (А1, А38) подключает заднюю приемную катушку ПКЗ АЛСН к фильтру ФЛ при переводе реверсора в положение "Назад". Р6 (А2, А36) подключает переднюю приемную катушку ПК1 АЛСН к фильтру ФЛ при переводе реверсора в положение "Вперед". Р7 (А2, А37) подключает заднюю приемную катушку ПК4 АЛСН к фильтру ФЛ при переводе реверсора в положение "Назад". Р8 (А1, А35) подключает переднюю катушку ПК2 АЛСН к фильтру ФЛ при переводе реверсора в положение "Вперед".

РМБ (реле увеличения мощности) З.к. РМБ1 (505,504) подготавливает цепь питания катушки вентиля привода главного барабана контроллера КМБ при нейтральном положении тумблера изменения мощности и при наборе контроллера с нулевой по 7-ю. Р.к. РМБ2 (506,507) вводит в цепь питания собственной катушки часть резистора 52С после включения реле РМБ.

РММ(реле уменьшения мощности) З.к. РММ1 (508, 509) подготавливает цепь питания катушки вентиля привода барабана контроллера с 1-й по 8-ю. Р.к. РММ (511, 512) вводит в цепь питания собственной катушки часть резистора •54С после включения реле РММ.

РАВ (реле аварийной остановки тепловоза) Р.к. РАВ (519, 520) вводит в цепь питания собственной катушки часть резистора 57С после включения реле РАВ. Р.к. РАВ2 (2601,2602) разрывает цепь питания блок-магнита ЭМОД для остановки дизеля при нажатии на кнопку аварийной остановки AT. З.к. РАВЗ (501,521) включает вентиль аварийного торможения КАТ при нажатии на кнопку аварийной остановки AT. З.к. РАВ4 (202, 215) включает вентиль передней или задней песочницы при нажатии на кнопку аварийной остановки.

РАС ( реле автоматического сброса нагрузки) З.к. РАС1 (205, 513) обеспечивает питание собственной катушки при отпускании кнопки автоматического сброса нагрузки после ее нажатия на позициях КМ с 1-й по 8-ю. З.к. РАС2 (205, 509) включает вентиль привода главного барабана контроллера КММ для поворота его а сторону уменьшения мощности.

РРМ (реле места нахождения машиниста) З.к. РРМ1 (524, 523) включает сигнальную лампу СЛ и обеспечивает питание собственной катушки при нажатии на кнопку Л при переходе на левую сторону кабины. Р.к. РРМ2 (501, 525) включает сигнальную лампу СП при нажатии на кнопку П при переходе на правую сторону кабины.

 

Описание работы ЭЛЕКТРИЧЕСКой СХЕМы ТЕПЛОВОЗА ЧМЭЗ

 

Запуск дизеля. Перед запуском необходимо режимный переключатель ПСМЕ (по системе многих единиц) по­ставить в положение «Один тепловоз», реверсивную рукоятку контроллера перевести в положение «Пуск» и вклю­чить автоматические выключатели АВ220 и АВ251. После включения рубильника ОБА аккумуляторной батареи будет собрана цепь: плюс батареи, нож 1 рубильника, сопротив­ление R21, провод 200, контакты АВ220, провод 220, кон­такты ПСМЕ6, провод 209, катушка контактора КУ, провод 100, предохранитель П100, провод 101, шунт амперметра А2, нож 2 рубильника, минус батареи. Включившись, кон­тактор КУ подает напряжение от провода 220 на общий плюсовой провод 202, от которого в дальнейшем питаются все цепи управления.

Выключатель остановки дизеля ВОД1 на пульте управ­ления ставят в положение «Включено». От провода 220 че­рез контакты ПСМЕ5 и ВОД11 питаются катушки 1 и 2 блок-магнита ЭМОД регулятора числа оборотов.

При нажатии на кнопку КНПД1 ток от про­вода 202 потечет через контакты КМР1 реверсивного ба­рабана контроллера, провод 208, контакты КНПД1, провод 247, контакты ВОД12, провод 255 и далее через размыка­ющие контакты контакторов КП1, КП2, КПЗ — на катушку контактора КД1, а через размыкающие контакты контак­торов КМН и КД2 и реле РВ - на катушку реле времени РВ. Замыкающий контакт контактора КД1 обеспечит пита­ние катушки контактора КМН, после включения которого начинает работать электродвигатель МН, г. е. идет предварительная прокачка масла перед запуском. Замыкающий контакт КМН между проводами 208 и 247 позволяет от­пустить пусковую кнопку.

Размыкающий контакт КМН разорвет цепь на катушку РВ. Однако за счет разрядки конденсатора С1 это реле продолжает оставаться включенным в течение 25—30 сек. После выключения реле РВ его размыкающий контакт замкнет цепь на катушку контактора КД2. При включен­ных контакторах КД1 и КД2 собирается силовая цепь за­пуска. Обмотки главного генератора питаются от аккумуля­торной батареи. Якорь генератора приходит во вращение и раскручивает коленчатый вал дизеля.

Одновременно начинает вращаться якорь вспомога­тельного генератора, имеющий привод от главного генератора. Так как вспомогательный генератор возбуждается еще до запуска, то после первых же оборотов в его якорной обмотке начинает наводиться э. д. с. Протекающий то катушке контактора КМН ток уходит на минус батареи через диод ДЗ, провод 150, якорную обмотку ВГ, провод 101 и шунт амперметра А2. Электродвижущая сила ВГ на­правлена встречно этому току, поэтому через 6—8 сек после начала запуска ток в катушке КМН понизится на­столько, что контактор выключится. Замыкающий контакт КМН разорвет цепь питания катушек пусковых контакторов и запуск прекратится. В схеме также предусмотрен пуск дизеля от аккумуляторной батареи другого тепловоза.

Начиная с тепловоза ЧМЭЗ-1118, в схеме вместо одного диода ДЗ ставятся два последовательно соединенных дио­да Д31 и Д32.

Возбуждение вспомогательного генератора и зарядка аккумуляторной батареи.

Вспомогательный генератор по­лучает первоначальное возбуждение от аккумуляторной батареи с момента включения контактора КУ. От провода 202 ток поступает в обмотку возбуждения ВГ двумя парал­лельными ветвями: по одной через сопротивление R26 регулятора напряжения РН, а по другой через сопротив­ления R25 и R29, правые неподвижные и подвижные кон­такты регулятора и перемычку — в общий провод 162. В процессе запуска дизеля напряжение вспомогательного ге­нератора превысит напряжение аккумуляторной батареи. Поэтому по окончании запуска начинается ее зарядка по цепи: плюс ВГ, провод 150, предохранитель П150, провод 166, диод Д4 (не допускающий разрядки батареи на ВГ), провод 200, сопротивление зарядки батареи R21, нож 1 рубильника ОБА, плюс батареи, 75 последовательно соеди­ненных аккумуляторов, минус батареи, нож 2 рубильни­ка ОБА, шунт амперметра А2, провод 101, минус ВГ. После запуска все цепи управления и освещения питаются от вспомогательного генератора, который в дальнейшем ра­ботает как генератор с самовозбуждением. Независимо от числа оборотов якоря напряжение на зажимах ВГ под­держивается равным 115 В с помощью регулятора напряжения РН. У нормально заряженной батареи напряжение 90 В.

Изменение скорости вращения коленчатого вала ди­зеля осуществляет электродвигатель (сервомотор) СМД, меняющий затяжку всережимной пружины регулятора чис­ла оборотов. При переводе главной рукоятки контроллера со 2-й на 8-ю позицию через контакты КМЗ, КМ4 и КМ5 контроллера получают питание катушки реле РУ1, РУ2 и РУЗ. От провода 202 через замыкающие и размыкающие контакты реле РУ1, РУ2, РУЗ, РУ5 и контакты концевого выключателя ОВ регулятора числа оборотов ток поступает в катушки реле РСМД1 или РСМД2. Они служат для управ­ления электродвигателем СМД. В зависимости от того, ка­кое из этих реле включено, РСМД1 - на увеличение оборотов, РСМД 2 - на уменьшение, якорь электродвигателя СМД вращается в ту или иную сторону, обеспечивая увеличение или уменьшение затяжки всережимной пружины регулятора (скорости вращения вала дизеля). При повороте серводвигателя на определенный угол размыкается соответствующий контакт концевого выключателя ОВ и теря­ет питание катушка реле РСМД1 или РСМД2, т. е. электро­двигатель СМД останавливается

Быстрая остановка СМД на отдельных позициях достигается путем короткого замыкания контактами


РСМД 12—22. Сервомотор действует как электродинамический тормоз. За счет R17 регулируется пробег задания сервомотора СМД

Катушка реле РУ5 при работе дизеля в холостом ре­жиме питается через контакты КМР2, а при работе дизеля под нагрузкой — через замыкающий контакт контактора КВ. В цепь катушки РУ5 включены размыкающие контакты реле РБ1 и РБ2 и контакты реле давления масла РДМ. При выключении реле РУ5 обороты коленчатого вала дизеля понижаются до минимальных независимо от того, на какой позиции работал дизель. При достижении максимальной подачи топлива мощность генератора регулируется регулировочным реостатом RT1M, который стоит в цепи возбуждения возбудителя.


Позиция

0-1

2

3

4

5

6

7

8

Обороты

350

380

420

460

510

560

660

750

Реле

 

РУ1

РУ2

РУ1,РУ2

РУ3

РУ1,РУ3

РУ1,РУ3

РУ1,РУ2,РУ3

провод

75

76

77

78

79

80

85

86

Управление движением. Для приведения тепловоза в движение реверсивную рукоятку контроллера ставят в по­ложение «вперед» или «назад», а главную рукоятку переводят на 1-ю позицию, при этом контакты КМР1 - на пусковые КД1, КД2 и КМР2 на РУ5 размыкаются, контакты КМРЗ и КМР4 замыкаются, и тогда от плюсового провода 202 через замкнутый контакт КМР4 (КМРЗ) реверсивного барабана получит питание катушка вентиля привода реверсора ВПР1(вперед) или ВПР2 (назад). Сило­вой барабан реверсора разворачивается в одно из рабочих положений. При этом замыкается контакт P2 (P1) блокиро­вочного барабана реверсора, через который напряжение от провода 217 (216) подается на провод 218. Вторая пара контактов Р4 (Р3) подготовит цепь на катушки вентилей пе­сочниц. От провода 218 ток потечет через контакты КМ2 и КМ7 контроллера (замкнутые на всех рабочих позициях), провод 204, размыкающие контакты контакторов КД1 и КД2, провод 226, диод Д1, провод 266, контакты отключателей тяговых двигателей ОМ1, ОМ2 и ОМЗ в катушки контакторов КП1, КП2 и КПЗ. После включения поездных кон­такторов тяговые двигатели подключены к главному гене­ратору.

Кроме того, от провода 226 через замыкающие кон­такты КП1, КП2 и КПЗ, контакты блокировки дверей высо­ковольтной камеры БК1 и БК2, размыкающий контакт реле РЗ, контакты К и Р1 аппаратуры АЛСН и контакты реле дав­ления воздуха РДВ ток поступит на катушку контактора КВ. Контактор KB включится. Контакт КВ1 замыкает цепь РУ5. Его замыкающий контакт КВ2 меж­ду проводами 205 и 201 обеспечит питание независимой обмотки возбуждения возбудителя от плюса вспомогатель­ного генератора. Через замыкающий контакт РУ5 между проводами 52 и 44 ток возбудителя пойдет в его шунтовую обмотку возбуждения. Получив возбуждение, возбу­дитель начинает питать независимую обмотку главного ге­нератора.

От плюса главного генератора ток потечет тремя па­раллельными ветвями по обмоткам тяговых электродвига­телей, а затем через обмотку дополнительных полюсов вернется на минус генератора. Вращающий момент от яко­рей тяговых двигателей передается на колесные пары, теп­ловоз трогается с места. Для увеличения скорости движе­ния тепловоза главную рукоятку контроллера переводят с первой на последующие позиции.

В схеме использованы два реле переходов РП1 и РП2. С их помощью осуществляется двухступенчатое ослабле­ние магнитного поля тяговых двигателей. Это позволяет полностью использовать мощность дизеля при увеличении скорости движения. Реле РП1 включается при достижении скорости 18 км/ч. Через замыкающие контакты РП1 ток поступит в катушки контакторов КШ1, КШЗ и КШ5, после включения которых параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей подсоединяются сопротивления RШ1, RШЗ и RШ5. При скорости 32 км/ч срабатывает реле РП2, включая контакторы КШ2, КШ4 и КШ6. Коэффициент ос­лабления поля первой и второй ступени соответственно ра­вен 35 и 20%. Обратный переход происходит при снижении скорости движения до 28 и 16 км/ч.

Работа аппаратов защиты. При срабатывании реле боксования РБ1   и РБ2 в случае боксования какой-либо колесной пары выключается реле РУ5. Это приводит к снижению числа оборотов коленчатого вала дизеля и уменьшению возбуждения возбудителя и главного генератора.

При пробое на корпус в силовой цепи ток через корпус тепловоза поступит в катушку реле заземления РЗ и через выключатель ВРЗ уйдет на минус главного генератора. После срабатывания реле заземления его размыкающий контакт выключит контактор КВ. С дизеля снимется нагруз­ка, а число оборотов его вала снизится до минимальных вследствие выключения реле РУ5.

В схеме имеется реле сигнализации РЗС, которое включает звуковой сигнал (зуммер) ЗС и соответствующую сигнальную лампочку ЛСД1 при замыкании кон­тактов термостатов РТВ или РТМ вследствие повышения температуры воды (900С) или масла (950) дизеля свыше допустимой, а также при срабатывании реле заземления.

Цепь на сигнальную лампочку ЛСО «пожар» замыкается через контакты датчиков СО1, СО2, СОЗ, а на сигнальную лампочку ЛСБ «боксование» — через замыкающие контак­ты РБ1 и РБ2. Вторая пара контактов РБ1 и РБ2 при боксовании включает зуммер ЗС.

Для исключения работы дизеля при пониженном (менее 2 кгс/см2) давлении масла в системе на 5 - 8-й позициях вводится РДМ, его замыкающий контакт между проводами 246 – 252, параллельно р.к. РУЗ4.

Реле давления воздуха РДВ исключает возможность трогания тепловоза при недостаточном давлении в тормозной магистрали. Контакты РДВ в цепи КВ замыкаются при давлении в ТМ 4,4 кгс/см2, а размыкаются при давлении 3,5 кгс/см2.

Вспомогательные цепи. Цепь на катушки вентилей пе­редней (ВПП1 и ВПП2) и задней (ВП31 и ВП32) песочниц подготавливают контакты Р4 или РЗ блокировочного бара­бана реверсора. Замыкается она после нажатия ножной пе­дали КНП.

Через контакты термостата РТЖ4 от провода 202 пита­ются катушки вентиля жалюзи промежуточного холодиль­ника ВПЖ4 и контактора КМВХ, после включения которого начинает работать электродвигатель МВХ вентилятора холодильника малого контура. Катушки вентилей жалюзи главного холодильника ВПЖ1 и ВПЖ2 питаются через кон­такты термостатов РТЖ1 и РТЖ2. Для ручного управления электродвигателем МВХ и жалюзи служит переключа­тель «регулятор мощности и охлаждения».

Питанием катушек вентилей передней (ВПАС1) и зад­ней (ВПАС2) автосцепок управляют кнопками КНАС1 или КНАС2. Отключение попарно соединенных тяговых электродвигателей производят выключателями ОМ1, ОМ2, ОМЗ. Управляют движением тепловоза при питании от по­стороннего источника тока контактором КНИ. Для работы по системе двух единиц имеется розетка РЗУ. Зарядку ба­тареи от постороннего источника тока осуществляют через розетку РЗ.

Цепи освещения питаются от провода 200 через кон­такты автоматических выключателей АВ351, АВ400, АВ405, АВ415 и АВ425. Через контакты автоматического выключа­теля АВ500 напряжение подводится к переносному пульту, позволяющему при необходимости управлять тепловозом с поста помощника машиниста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Клемные рейки (вид с улицы)

 

 

 

 

1. 202 х 294 – не включаются РЕ, ВП, П1-П3, КВ, РУ5.

2. 246 х 942 – не развивает обороты сервомотор, РДМ.

3. 294 х 205 – не работает АЛСН.

4. 202 х 942 – не включается РУ5.

5. 351 х 203 – выбивает автомат 220.

6. 232 х 205 – не включается КВ.

Неисправности при пуске дизеля

При включении автомата АВ 220 не включается КУ

Неисправный автомат АВ 220

Между верхними и нижними выводами автомата АВ 220 поставить перемычку. Если включится КУ, поставить перемычку из провода диаметром 0,25 мм. Запитать пр.220 перемычкой ч/з другой автомат.

Нет   контакта у ПСМЕ 6

Перемычка 220 - 209 на переключателе ПСМЕ

Неисправный предохранитель П100 (нет освещения кабины)

Заменить плавкий предохранитель П100—100 А

Сгорело сопротивление R21

Поставить перемычку 20(правый нож БА) – 220, в качестве R21 контролька.

Сгорела катушка КУ

Между губками КУ за­ложить электрощетку

Перекос якоря контакта КУ

Устранить перекос якоря

При переключении ВОД в положение "включено" не включается БМ.

Выби­вает автомат

Замыкание в цепи ЭМОД

Отсоединить провода от катушки ЭМОД, заизолировать, БМ заклинить

Перегорела включающая катушка ЭМОД

Заклинить БМ.(Дизель глушить: вынуть расклинку или на рейки, от себя до отказа)

Нет контакта у РАВ2

Перемычка 220 – 2602 на рейке РШ 4

Плохой контакт в вы­ключателе ВОД11

Перемычка 203 - 2601на рейке РШ 4

Нет контакта у пере­ключателя ПСМЕ5

Перемычка 220 – 203 на рейке РШ 4

При нажатии кнопки КНПД не включается КД1,КМН и РВ

Нет силового контакта КУ

Осмотреть КУ, восстановить контакт(см. выше).

Нет контакта КМР1

Несколько раз переключить реверсивную рукоятку вперед назад или перемычка 202—208

Нет контакта в кнопке КНПД1

Перемычка 208 - 247 на рейке РШ 4

Плохой контакт ВОД12

Перемычка 247 - 255 на рейке РШ 4

При нажатии кнопки КНПД не включается РВ

Нет контакта КМН1, КД22, РВ2

Перемычка 202 – 259 у сопротивления R33

При нажатии кнопки КНПД РВ включается, а КД1 не включается

Нет контакта у одного из контактов КП12, КП22, КП32

Осмотреть контакты КП12, КП22, КП32. Перемычки на КП1: 255 – 239;на КП2: 239 – 210; на КП3: 210 – 211. Или 202-211

При нажатии кнопки КНПД Одновременно включаются КД1 и КД2

Нарушены     размыкаю­щие контакты   КД2, КМН и РВ

Проверить контакты КМН1, КД22 и РВ2. Восстановить, зачистив   их. Устранить механическое заедание РВ.

Обрыв в цепи катушки РВ

Перемычка 202 - 259 на рейке РШ 4

Пробит конденсатор С1

Запускать, предварительно включив вруч­ную КМН.

При нажатии кнопки КНПД КМН не включается, КД1, РВ включены. При отпуске КНПД КД1 и РВ отключаются

Плохой контакт КД12

Восстановить контакт. Перемычка 255 - 258

При отпуске КНПД цепь запуска разбирается

Плохой контакт КМН2

Удерживать КНПД, восстановить контакт

После включения контак­тора КМН выбивает авто­мат АВ-251

Замыкание в цепи к электродвигателю МН

Заклинило МН или низкая темпе­ратура масла

Запуск произвести без прокачки масла, выключив АВ-251

Включились КД1, РВ и КМН, но электродвига­тель МН не вращается

Зависание щеток электродвига­теля МН

Осмотреть и зачистить щетки

Загрязнен коллектор

Зачистить коллектор

Обрыв межкатушечных соединений или в цепи к электродвигателю

Запуск произвести без прокачки масла

Не включается КД2 после от­ключения реле РВ.

Нет     контакта РВ1  

Восстановить контакт между проводами 258 - 257

Обрыв в цепи катушки КД 2

Запускать напрямую, нажав на якоря КД1 КД2.

После отключения РВ КД2 звонит или разбирается цепь пуска

Кратковременно отключается КУ или полностью КМН из-за резкого падения напряжения АБ    

На время пуска придержать КУ

Разряжена АБ

Произвести облегченный запуск, открыв индикаторные краны у 3 цилиндров через один. Вручную замкнуть КД1, КД2, выдвинуть рейки ТН

После включения АВ220 и нажатия КНПД ни один аппара­т не включ.

Перегорел     предохранитель П100 А

Сменить предохранитель

При включенных КД1 и КД2 дизель не запускается

Недостаточная скорость вращения коленвала из-за малой емкости БА

Произвести облегченный запуск

Не включился блок-магнит ЭМОД

блок-магнит за­клинить

Сработал предельный регулятор

Повернуть рукоятку против часовой стрелки

Дизель не запускается при облегченном запуске

Замыкание в одном или несколь­ких элементах БА

Отключить неисправные элементы БА перемыч­ками. Определить их можно по нагару и выкипанию электролита. Если это не дает результата, запуск от постороннего источника

При исправной АБ не вра­щается якорь ГГ

Нарушена цепь пуска: отгорел один из наконечников, соединяю­щих кабели с обмотками или меж­катушечное соединение, повреж­дены пусковая обмотка и обмотка ДП

Проверить на отсутствие искры при замыкании и размыкании КД1 и КД2. Если невозможно устранить, затребовать вспомо­гательный локомотив.

Дизель не запускается при исправной работе электро­аппаратов

Заклинило силовой поршень РЧО

Открыть боковую крышку РЧО, проверить ры­чажную передачу и силовой поршень сервомо­тора

Заедание вертикальной тяги РЧО

Плунжер БМ утопить вручную

Нет давления топлива, завоздушена система

Проверить герметичность топливопровода. Открыть заглушки ФТОТ прокачать ручным насосом.

Заклинило плунжер в гильзе ТН

Отключить неисправный ТН

Малое давление масла из-за загрязнения фильтра РЧО

Промыть щелевой фильтр РЧО. Сдать масло на анализ.

Завис перепускной клапан МН в открытом положении

Разобрать и очистить перепускной клапан МН (разборка производится слесарями ТОЗ)

Дизель запускается но через время или сразу глохнет

Засорение ФТОТ или ФГОТ

Фильтры промыть, продуть воздухом.

Заело обратный клапан на всасы­вающем трубопроводе

Разобрать клапан, промыть, поставить на место

Заедание регулирующего клапана на 2,5 атм. Излом его пру­жины

Клапан разобрать, устранить заедание, если лоп­нула пружина, перевернуть торцевыми концами и поставить на место

Малое давление топлива

Проверить состояние топливной системы

При пуске дизель идет вразнос сраба­тывает предельный регуля­тор

Развернулась муфта,   соединяющая вал привода ТН с выходным валом РЧО

Соединить муфту.     В основном депо   произвести регулировку

Заело рейки ТН на максимальной подаче

Рейку смазать маслом. Если "расходить" не уда­ется, отключить неисправный ТН

Дизель запускается с тру­дом и после запуска глохнет

Заедание в подшипниках вала при­вода ТН

Промазать подшипники

После запуска цепь пуска не разбирается

Приварились контакты КД1 КД2

Оторвать

При пуске лампы гаснут, стрелка амперметра БА отклоняется до 0

Нет контакта в перемычках и кабелях от БА к рубильнику, подгорели губки КД1, КД2

Зачистить при отключенном рубильнике

Замыкание, замерзание в одной из банок БА

Выявить, исключить неисправную банку

 

Неисправности в системе регулирования числа оборотов

Дизель не развивает обороты со 2-й позиции РСМД1 не включено

РУ5 отключено с 0-й: нет контакта у РБ11, РБ21, РУ34 или КМР2

Восстановить контакты (п. 202-261)

РУ5 отключается с 1-й: нет контакта КВ1

Не включено РУ1(РУ4)

Нет контакта КМЗ

Восстановить контакт (п. 202-222)

Нет контакта ПСМЕ1

Восстановить контакт (п. 119-100)

Нет размыкающего контакта РУ31, РУ21, замыкающего - РУ11, РУ 52, излом пальца

Восстановить контакт, сменить палец

Дизель не развивает обороты со 2-й позиции РСМД1 включено

Излом пальца, нет контакта РСМД11, РСМД22

Сменить палец. Восстановить контакт

Сгорело сопротивление R17

Поставить контрольную лампу 202 - 84 на рейке РШЗ

Сгорело сопротивление R32

Поставить контрольную лампу 202 - 92 на рейке РШ3

Ослаб разъем к сер­вомотору СМД, обрыв прово­дов

Осмотреть разъем.

Зависли щетки двигателя СМД

Щетки зачистить, проверить легкость перемещения.

Выбило   защелку     поводковой муфты РЧО

Соединить, вращая диск концевого выключателя, если не соединяется, снять верхнюю крышку РЧО, вращая диск, поставить защелку

Обороты не увеличивают­ся на четных позициях 2, 4, 6, 8

Излом пальца КМЗ   на барабане контроллера

Отремонтировать палец

Обрыв минусовой цепи РУ1

Перемычка 120 - 100

Обороты не увеличивают­ся на 3, 4, 7, 8 позициях

Не включено РУ2, нет контакта у КМ 4

Восстановить контакт

Обороты не увеличивают­ся при переходе с 4 на 5 по­зицию

Не включилось РУ3, нет контакта КМ5, ОМ12, ОМ22, ОМ32 или отключена группа ТЭД

Проверить контакты, поставить перемычку 202 - 256

Обороты не уменьшается при сбросе по­зиций РСМД2 не включилось

Нет контакта в пальцах контактного кольца

Сменить блокировочный палец

Обороты не уменьшаются при сбросе по­зиций РСМД2 включилось

Нет зк РСМД21 или рк РСМД12

Восстановить конакт

Нет контакта в фишке

Осмотреть, зачистиь.

Отпаялся один из проводов R32

Поставить контрольную лампу 202 - 92 на рейке РШ3

Выбило поводковую защелку РЧО

Восстановить защелку

Сгорело сопротивление R17

Поставить контрольную лампу 202 - 83 на рейке РШЗ

Сгорела обмотка якоря СМД

В депо

Неисправности при трогании с места

Не разворачивается ревер­сор при переводе ВПЕРЕД или НАЗАД

Неисправный электропневмавентиль

Вал развернуть гаечным ключом

Заклинило   реверсивную рукоятку в одном   из ра­бочих положений

Для быстрейшего освобождения перегона

1. Пере­крыть краник на трубке к КП1-КПЗ в ВВК. Выпустить воздух из трубы путем неоднократного на­жатия на якорь вен­тиля реверсора. Подложить изоляцию на палец ре­версивного барабана контроллера, КМРЗ (КМР4), обесточив (средний слева) электропневматический вентиль. Открыть краник на трубке. Нажать на электропневматический вентиль реверсора "вперед" или "назад", развернуть реверсор, соединить перемычкой 202-217(216) и производить набор позиций. При наличии свободного времени снять крышку реверсивной ру­коятки. Отремонтировать штифт

Нет контакта КМР4 (КМР3), излом пальца

Восстановить контакт, заменить палец

Из-за излома ограничителя разво­рота реверсора, он развер­нулся на больший угол

Пластину 3-4 мм с отверстием на 12—16 мм поставить под болт и закрепить

Нет контакта у ПСМЕ1

Перемычка 119 - 100

Тепловоз при переводе ре­версивной   рукоятки идет только "вперед" или "назад"

Отсутствие контакта у блокировок, излом блокировочного пальца реверсора

На 1 позиции не включаются КП1, КП2, КП3

Отключены ОМ1-ОМЗ

Включить.

Нет контакта у рк КД11, КД21

Проверить контакт и отключение КД1, КД2 (п.204-226)

Нет контакта у паль­цев PI(P2), КМ2, КМ7

Обрыв   на   панели К1 провода 204

Восстановить контакт. Перемычка вперед 204 – 217, назад 204 - 216

Не включается контактор KB

Нет контакта КП11, КП21, КП31, БК1, БК2, РЗ2

Проверить контакты (п. 204 – 232)

Нет контакта К, Р12 не включен ЭПК

Включить.(п. 274 – 242)

Контактор KB включен, обороты дизель развивает, нет нагрузки.

Нет контакта между губками КВ.

Проверить нажатие губок. Зачистить.

Нет     возбуждения   возбудителя. Обрыв в цепи обмотки возбуди­теля

Собрать аварийную схему

1. Снять на клеммной коробке В кабель 64, заизолировать

2. Снять кабель 53 и соединить его со 108 проводом.

3. Провод 50 отсоединить и со­единить его проводом с

Нагрузка не соответствует позиции

Нет контактов РУ41, РУ23, РУ32, ВВО2

Проверить контакты у блокировок

Выбивает АВ 220 при перестановке рукоятки КМ на 1 и последующие позиции

Замыкание сопротивления катуш­ки венти­ля реверсора с ограничителем вала реверсора

Осмотреть, отвести сопротивление в сторону

При переводе КМ на 5 по­зицию обороты падают до холостого хода

Малое давление масла, неисправно РДМ.

Охладить масло, или работать до 4 позиции. Перемычка 246-252(контролировать давление).

Неисправности в цепи зарядки АБ

После запуска нет зарядки АБ

Перегорел П150 на 100 А

Сменить предохранитель

Сгорело сопротивление R21.

Заменить сопро­тивление

Ослабли ремни у ВГ

Натянуть (отрегу­лировать) ремни

Зависли щетки у ВГ

Устранить зависание щеток

Обрыв в цепи возбуждения ВГ

Про­верить и устранить обрыв в депо

Излом перемычки АБ

Восстановить перемычку АБ

При остановке дизеля горит П150 на 100 А.

Пробит диод Д 4

Неисправности в песочной системе

При нажатии на педаль пе­сочницы беспрерывно идет песок

Неисправна педаль

Отключить педаль. Песок подавать кнопкой переносного пульта

При переводе рукоятки вперед или назад беспрерывно идет песок

Замкнулся контакт переносного пульта ПП. Неисправный ВР песочни­цы, заело клапан

Отсоединить фишку пульта. Разо­брать распределитель. Отремонтировать

Не идет песок при нажатии на педаль

Нет контакта у пальца реверсора Р4 или РЗ

Восстановить контакт

Неисправности в системе охлаждения

Не открываются жалюзи малого контура охлаждения

Неисправен термостат РТЖ4

Охлаждать включением переключателя РМ в положение "Охлаждение"

Не включается КМВХ ни на автоматичес­ком, ни на ручном

Неисправна катушка контактора КМВХ

Контактор включать принудительно

Обрыв минуса катушки

Восстановить цепь минуса

Контактор КМВХ включен, мотор МВХ не работает

Сгорел   предохранитель   П253 на 80А

Заменить на 60 А предохранитель зарядки АБ крайний задний

Не   открываются   жалюзи малого контура   охлажде­ния

Неисправный ВПЖ 4

Заменить термостат

Не   включаются   боковые жалюзи основного контура

Неисправен ВПЖ 1

Подклинить электропневматический вентиль

Не   включаются   верхние жалюзи

Неисправный термостат ВПЖ 2

Охлаждать вручную

Вентиль "верхние жалюзи" включен — вентилятор не работает

Неисправный золотник ГМР

При заглушённом дизеле отсоединить трубку от крышки золотника, снять крышку, вынуть зо­лотник. Промыть золотник, проверить кольца.

Забита трубка к золотниковой коробке или мало открытие вен­тиля от ФТОМ к ГMP

Проверить состояние маслопровода к ГМР и открытие вентиля.

Обрыв маслопровода. Обрыв воздухопровода от ВПЖ2 к коробке ГМР

Сменить трубки

Верхние жалюзи закрыва­ются, а вентилятор не ос­танавливается

Излом пружины золотника.

Пружину достать, соединить через шайбу, торце­вые части поставить на место.

Заедание золотника

Разобрать и промыть золотник, кольца заменить.

Засорились   сливные отверстия в колоколе

Снять смотровой лючок, поворачивая колокол, прочистить отверс­тия

Неисправности компрессора

Компрессор не останавли­вается,   продолжая     рабо­тать

Заклинило золотник

Осмотреть золотник

Большой   расход     воздуха из-за сильной утечки

Разрушен обратный клапан на на­порной трубе

Сменить клапан

Сильно   греется     компрес­сор

Мал уровень масла в картере из-за малого   подъема нагнетательных клапанов. Большая утечка воздуха в ТМ

Добавить масла. Устранить в депо. Устранить утечку

Компрессор   не     создает давления более 3 кг/см2

Излом пружины ЗРД. Попадание механических частиц под вклю­чающий клапан ЗРД. Разрушение нагнетательных клапанов

Заменить пружину. Разобрать, промыть регулятор, продуть

Пробой прокладок крышки цилиндров

Заклинило обратный клапан в за­крытом положении

Выпустить воздух из ГР. Разо­брать клапан, устранить заедание

Компрессор гонит масло в ГР

Пропуск поршневых колец

Устранить в депо

 

Плохо запускается компрессор

Признак: После включения регулятора 3/8 вал компрессора ГМР начинает вращение только при повышении оборотов дизеля до 5-6 позиции контроллера машиниста.

Действие: Проверить наличие требуемого уровня масла в картере дизеля, открытие вентиля питания маслом ГМР (под подножкой). Если при проверке все в порядке, отвернуть левое шаровоконусное соединение (см. рисунок), вложить подобранную по размеру монету и собрать обратно. При этом вал привода компрессора будет вращаться постоянно, сам компрессор будет переходить в разные режимы работы (по принципу работы КТ6)

.

Назначение электрических аппаратов тепловоза ЧМЭ-3Т

РБ – реле боксования. Плюс от пр. 202, минус дает электронный блок по команде датчика боксования ЭДБ. На «электронике» - вторая ступень защиты от боксования, а без неё единственная. Р.к. рвет цепь РУ5, один з.к. включает зуммер, другой лампу ЛСБ.

РДЕ – реле двух едениц. Его контакты рвут цепь управления задним прожектором и СА-3 первого тепловоза, и собирают цепь переднего прожектора и СА-3 второго тепловоза.

РЕ – реле езды. Получает питание на 1-9 поз. через КМ6. р.к. Р12, з.к. К и контакт ПО5. З.к. РЕ1 в цепи КВ, з.к. РЕ4 в цепи КШ, з.к. РЕ3 даёт сигнал в ЭРМТ на подачу минуса КП, з.к. РЕ2 в цепи ВПЕ.

РЕМ – реле «езда-менёвры». Получает питание через контакты ПЕМ и контакт Р7 «езда» (Р8 «маневры»). В зависимости от положения ПЕМ и реверсора подключает приемные катушки АЛСН . «Езда» коды навстречу, «маневры» вслед.

РТ – реле торможения. Питание на 1-4 поз. КМ через КМ13, ПЭ1, ПО5. З.к РТ1 в цепи КВ, з.к. РТ2 в цепи ВПТ, з.к. РТ3 в дает сигнал в ЭРМТ на подачу минуса на КТ, р.к. РТ4 рвёт цепь на РУ5.

РД – реле дизеля. Получает питание ч/з КМР2. З.к. РД1 в цепи РУ5, з.к. РД2 в цепи КВ в положении по «обогрев».

РБР – реле блокировки реверсора. Питается ч/з з.к. любого КП или з.к. КТ7. Не допускает перевода реверсора пока не отключились все КП или КТ7.

PI реле максимального тормозного тока, срабатывает при тормозном токе 1400 А. З.к. PI1 в цепи ВТС(вентиль стояночного тормоза), р.к. PI2рвёт цепь КТ1-7.

РУ6 – реле окончания пуска (до №6245). Питание от ВГ ч/з АВ167. З.к. РУ61 даёт цепь в ЭР которое ч/з 4 с оканчивает пуск.

КТ1-7 – тормозные контакторы.

КОГ1,2 – контакторы обогрева дизеля от генератора.

КОП – контактор обогрева дизеля от постороннего источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение электрических аппаратов тепловоза ЧМЭ-3Т

РБ – реле боксования. Плюс от пр. 202, минус дает электронный блок по команде датчика боксования ЭДБ. На «электронике» - вторая ступень защиты от боксования, а без неё единственная. Р.к. рвет цепь РУ5, один з.к. включает зуммер, другой лампу ЛСБ.

РДЕ – реле двух едениц. Его контакты рвут цепь управления задним прожектором и СА-3 первого тепловоза, и собирают цепь переднего прожектора и СА-3 второго тепловоза.

РЕ – реле езды. Получает питание на 1-9 поз. через КМ6. р.к. Р12, з.к. К и контакт ПО5. З.к. РЕ1 в цепи КВ, з.к. РЕ4 в цепи КШ, з.к. РЕ3 даёт сигнал в ЭРМТ на подачу минуса КП, з.к. РЕ2 в цепи ВПЕ.

РЕМ – реле «езда-менёвры». Получает питание через контакты ПЕМ и контакт Р7 «езда» (Р8 «маневры»). В зависимости от положения ПЕМ и реверсора подключает приемные катушки АЛСН . «Езда» коды навстречу, «маневры» вслед.

РТ – реле торможения. Питание на 1-4 поз. КМ через КМ13, ПЭ1, ПО5. З.к РТ1 в цепи КВ, з.к. РТ2 в цепи ВПТ, з.к. РТ3 в дает сигнал в ЭРМТ на подачу минуса на КТ, р.к. РТ4 рвёт цепь на РУ5.

РД – реле дизеля. Получает питание ч/з КМР2. З.к. РД1 в цепи РУ5, з.к. РД2 в цепи КВ в положении по «обогрев».

РБР – реле блокировки реверсора. Питается ч/з з.к. любого КП или з.к. КТ7. Не допускает перевода реверсора пока не отключились все КП или КТ7.

PI реле максимального тормозного тока, срабатывает при тормозном токе 1400 А. З.к. PI1 в цепи ВТС(вентиль стояночного тормоза), р.к. PI2рвёт цепь КТ1-7.

РУ6 – реле окончания пуска (до №6245). Питание от ВГ ч/з АВ167. З.к. РУ61 даёт цепь в ЭР которое ч/з 4 с оканчивает пуск.

КТ1-7 – тормозные контакторы.

КОГ1,2 – контакторы обогрева дизеля от генератора.

КОП – контактор обогрева дизеля от постороннего источника.

Позиция

0-2

3

4

5

6

7

8

9

Обороты

320

350

400

470

540

610

680

750

Реле

 

РУ1

РУ1, РУ2

РУ2

РУ2, РУ3

РУ1,РУ2,РУ3

РУ1,РУ3

РУ3

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Расположение оборудования тепловоза ЧМЭ-3:

1- автосцепка; 2- аккумуляторная батарея; 3- крышка песочного бункера; 4- антенна; 5- аппаратная камера; 6- инструментальный ящик; 7- тепло и звукоизоляционная стенка; 8- резервуар управления(100л); 9- тяговый генератор; 10- турбонагнетатель; 11- дизель; 12- секции вспомогательного контура; 13- вентилятор вспомогательного контура; 14- верхние жалюзи; 15- главный вентилятор; 16- секции основного контура; 17- главная рама; 18- передняя тележка; 19- вентилятор охлаждения ТЭД передней тележки,; 20- ТЭД; 21- колесная пара; 22- топливный бак; 23- вентилятор ТЭД задней тележки; 24- подвесной болт; 25- задняя тележка; 26- вспомогательный пульт; 27- ручной тормоз; 28- калорифер; 29- шкаф для одежды; 30- двухмашинный агрегат; 31- главный резервуар(4x250л); 32- боковые жалюзи; 33- компрессор; 34- гидромеханический редуктор; 35- запасный резервуар(78л); 36- пульт управления; 37- радиостанция.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОВОЗА ЧМЭ-3

Мощность – 736 кВт (1000 л. с.)

Конструкционная скорость - 95 км/час

Служебная масса тепловоза – 123 т

Диаметр колес – 1050 мм

Длительная скорость – 11,3 км/ч

Скорость с которой допускается работа в течение 30 мин – 9,3 км/ч

Нагрузка от колесной пары на рельсы – 20,5 тс

Наименьший радиус проходимых кривых – 80 м

Запас

Дизельное топливо - 6000 л

Масла в системе дизеля - 650 л

Вода в системе охлаждения - 1100 л

Песок - 1500 кг

Вместимость запасного масляного бака - 100 л.

Дизель

Модель К6S310DR - четырехтактный, шестицилиндровый, с вертикальным расположением цилиндров, водяным охлаждением и наддувом

Диапазон рабочих оборотов 350 - 750 об/мин.

Диаметр цилиндра/ ход поршня - 310/ 360мм

Последовательность работы цилиндров - 1-3-5-6-4-2 (нумерация со стороны, противоположной генератору).

Количество секций радиатора основного контура - 16

Количество секций радиатора вспомогательного контура - 8

Аккумуляторная батарея

NKS-150, 75 последовательно соединенных аккумуляторов

Емкость – 150 Ач

Напряжение – 90 В

Компрессор К2-Лок-1; Частота вращения вала компрессора/подача воздуха при частоте вращения коленчатого вала дизеля 350 об/мин - 500 об/мин /2000 л; 750 об/мин – 1070 об/мин /3900 л

 

В ТОПЛИВНУЮ СИСТЕМУ ПОПАЛ ВОЗДУХ

признаки: Дизель самопроизвольно, причём плавно, останавливается даже при отсутствии тяговой нагрузки. Топливные рейки при этом выдвигаются на максимальную подачу топлива. Подкачка ручным насосом может дать требуемый результат, но на непродолжительное время. При отворачивании воздухоспускных пробок на корпусах фильтров тонкой очистки наблюдается выход воздуха или смеси топлива с пузырьками воздуха.

действия: До первой возможной стоянки произвести незначительное отворачивание пробок на фильтрах тонкой очистки топлива, чтобы дать возможность воздуху выходить наружу. При первой же стоянке произвести ревизию топливопровода от топливоподкачивающего насоса до топливного бака (т.е. на участке, где создается разряжение). Наиболее вероятными местами подсоса воздуха в практике отмечены: правый фланец топливоподкачивающего насоса место соединения крышки с корпусом фильтра грубой очистки топлива обратный клапан и прочие резьбовые разъёмные соединения. После устранения места подсоса воздуха требуется прокачать систему ручным насосом при открытых пробках ФТОТ и при открытом (на незначительное время) кране слива топлива из коллектора. Затем произвести пуск дизеля и продолжить выполнение работы.

ТЕЧЬ ТОПЛИВА В ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЕ

В практике часто возникают случаи прорывов в трубках подачи топлива, что создает большую угрозу возникновения пожара. Поэтому появившиеся места утечек должны быть немедленно устранены локомотивной бригадой. Всякого рода подмотки, наложение резиновых шин категорически запрещены.

Утечка в трубке "от коллектора к ТНВД"


Произвести демонтаж (снятие) трубки, отверстие в коллекторе заглушить деревянной пробкой и стянуть её проволочной стяжкой

 

Утечка в трубке " от топливного насоса к форсунке"

В этом случае выключение ТНВД не даст необходимого результата, необходимо при остановленном дизеле отвернуть накидную гайку (вверху насоса), заложить подобранную монету и обратно затянуть накидную гайку.

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ СИСТЕМ ДИЗЕЛЯ

Попадание топлива в масло

При повреждении топливной трубки высокого давления под крышкой клапанной коробки, локомотивная бригада визуально не определит место неисправности. Топливо из места повреждения будет собираться в полость коробки и через кожуха штанг толкателей клапанов, стекать в картер. Масло дизеля при этом будет постепенно разжижаться и терять свои свойства вязкости, что в дальнейшем приведет к понижению давления масла в системе и выведет дизель из строя. Кроме того понизится температура вспышки масла и может произойти взрыв в картере. Поэтому при появлении признаков попадания топлива в масло - специфический запах, необходимо при отсутствии контактной подвески открыть все крышки клапанных коробок и проверить нет ли течи топлива в них. При выявлении течи, произвести заглушение соответствующего топливного насоса высокого давления.

Попадание воды в топливо

Место, где контактируют (естественно не напрямую) вода с топливом - это топливоподогреватель. При повреждении медных трубок топливоподогревателя появляется прямой контакт воды с топливом, причем циркуляция из одной системы в другую будет происходить в зависимости от разности давления топлива и напора воды. Так как топливоподогреватель расположен в части слива излишков топлива, то вода пойдет в топливный бак, где будет оседать на дне, т.к. по плотности она тяжелее топлива. Дойдя до уровня всасывающего инжектора вода уже попадает в основную часть топливной системы выводя ее из строя и заклинивая плунжерные пары ТНВД.

Поэтому в эксплуатации периодически производить слив отстоя из топливного бака.

 


 

Попадание воды в масло

Возможными местами могут быть:

• водяные насосы при порче сальников и засорения контрольного отверстия полости между водяным и масляным сальником Гетца. Ряд машинистов, по ошибке или скорее по незнанию, при обнаружении струи воды из контрольного отверстия принимали ее за ненужную течь и "устраняли" ее, забивая в отверстие дерево, болт (кстати в отверстии есть технологическая резьба и она не должна вводить в заблуждение). В результате контрольная полость насоса наполняется водой и так как отверстие забито, вода через сальник масляной части насоса попадает в картер.

• резиновое уплотнение цилиндровых гильз - при остановленном дизеле через смотровые люки картера будет легко обнаружена гильза с неисправным уплотнением. При подозрении на попадании воды в масло обязательно периодически производить слив отстоя воды из картера через заправочную горловину справа при остановленном дизеле. Попадание масла в воду чревато тем, что присадки масла растворяются в воде и выпадают в осадок, свойство масла резко ухудшается. Данное приводит как правило к задирам коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.

Попадание масла в воду

Возможным местом проникновения масла в воду может быть водомасляный теплообменник. Как и в случае с топливоподогревателем при повреждении внутренних медных трубок масло вытекает в воду и как правило выступает в виде пленки в расширительном баке. При проверке уровня воды через контрольный краник идет вначале масло, а затем вода.

СБОР АВАРИЙНОЙ СХЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО КОНТУРА ПРИ НЕИСПРАВНОСТИ МВХ

1.    Остановить дизель.

2.    Произвести разъединение привода верхних жалюзей малого контура с пневматическим цилиндром - вытащить шплинт и валик, т.е. чтобы верхние жалюзи не открывались.

3.    Через нижние створки шахты вспомогательного контура открыть, а лучше снять лючок находящийся на перегородке малого и большого контуров.

4.    Закрыть нижние створки на защелки и продолжить работу.

ПОРЯДОК АВАРИЙНОГО СЛИВА ВОДЫ ИЗ СИСТЕМЫ

ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЯ 

Аварийный слив воды производится при отрицательных  температурах окружающей  среды локомотивной бригадой в случаях механических поломок дизеля,  его внезапной остановки, если нет  возможности произвести повторный запуск.

1.    Рукав для  набора воды 41 снять с подвески и положить на площадку;

2.    Открыть краны 400 и 401;

3.    Открыть кран 407 (справа от вентилятора охлаждения задней тележки);

4.    Открыть воздухоспускной краник на колене 9 турбонагнетателя;

5.    После прекращения  истечения  воды  из рукава 41 приступить к сливу оставшейся воды из полостей арматуры водяной системы для этого:

а) открыть краники (или отвернуть пробки) в нижней части корпусов обоих водяных насосов 43 и  44 (пробки оставить под насосами на половице);

б) открыть краник(или отвернуть пробку) 408 на топливоподогревателе (справа);

в) подойти к электродвигателю маслопрокачивающего насоса, над ним находятся три пробковых крана:

- открыть кран на трубопроводе 11(ближний), предварительно  положив на корпус эл. двигателя металлический щиток или одеть на отросток крана кусок резинового шланга.

- открыть кран на водомасляном теплообменнике -  левый ;

 г) открыть воздухоспускной краник на промежуточном охладителе надувочного воздуха (над тяговым  генератором с левой стороны тепловоза).

Места открытия кранов или пробок отмечены красными точками

 ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Если при открытии каких-либо кранов, через них не будет наблюдаться течь воды, то в этом случае обязательно произвести  прочистку  их сечеий проволокой диаметром 3-5 мм от возникшей накипи;

2. По окончании слива краны и пробки не закрывать;

3. Рукав 41 не подвешивать, а оставить в горизонтальном положении.

 

 

Приемка тормозного оборудования при выезде из депо

 

 

1 – Продувка УР,ТМ через кран машиниста.

2 – Поддержание зарядного давления в УР и ТМ.

3 – Проверка плотности УР и золотника КМ(снижение давления в УР 0,1 кгс/см2 за 3 мин.

4 – Ликвидация сверхзарядного давления:

     4.1 Завышаем давление в УР до 6,5 – 6,8 кгс/см2.

     4.2 При давлении в УР 6,0 кгс/см2 Производится протяжка скоростемерной ленты и замеряем время при снижении давления с 6,0 до 5,8 кгс/см2. – 100-120 сек.

5 – Проверка датчика усл.№418:

     – при переходе с завышенного на зарядное давление датчик не должен срабатывать.          

     – при разрядке УР на 0,2 – 0,3 кгс/см2 должна загореться сигнальная лампа «Обрыв ТМ»

6 – Плотность УП. (срыв ЭПК) Допускается снижение давления в УР 0,1 кгс/см2 – 1мин.

Приемка тормозного оборудования на станционных путях

1 – Проверка поддержания зарядного давления в УР и ТМ

2– Ликвидация сверхзарядного давления:

   2.1 Завышаем давление в УР до 6,5 – 6,8 кгс/см2.

   2.2 При давлении в УР 6,0 кгс/см2. Протяжка и замеряем

         время с 6,0 до 5,8 кгс/см2. – 100-120 сек.

3– Плотность УП. (срыв ЭПК) 0,1 кгс/см2. – 1мин.

 

Продувка ТМ перед опробованием тормозов

 

 

1 – Протяжка перед продувкой.

2 – Протяжка во время продувки ( ручка КМ во II-ом пол.)

     - стоим и ждем 2 минуты

     - затем (после 2 минут) снижаем давление в УР-0,5-0,6 кгс/см2. делаем 3-ю протяжку.

После 3-й протяжки отпускаем тормоза i-ым положением км.

Полное опробование тормозов

 

 

1 – снижаем давление в УР 0,6-0,7 кгс/см2

2 – ожидаем 2 минуты. За это время производим вторую проверку плотности

     ТМ в 4 – ом положении ручки КМ, отличие от первой (-10%).

3 – по команде на отпуск ручку КМ во II-ое положение.

Перед отправлением протяжка ленты и завышение давления в УР

(кратковременно поставить ручку КМ в I-ое положение на 2-3 сек.).

Сокращенное опробование тормозов

 

 

зарядное давление

Порожний состав:     4,8-5,0 кгс/см2. Смешанный состав: 5,0-5,2 кгс/см2. Состав, в котором есть хоть один ВР на груженом режиме (касается только вагонов с чугунными колодками), устанавливается давление 5,3-5,5 кгс/см2, при этом в справке ВУ-45 должна стоять отметка: «Г».

При стоянке на промежуточной станции 5 и более минут на обратной стороне справки ВУ-45 делается отметка:

 

Состав от 4-х осей до 120осей (включительно) необходимо в справку ВУ- 45 включить и вес, и нажатие локомотива. ВР локомотива установлен на груженый режим. ЧМЭЗ – 123 т – 11,0 т.на ось.

В маршрут вносить вес с натурного листа!

Время снижения давления на 0,5 кгс/см2. в ГР ЧМЭ3 при проверке плотности ТМ поезда 58 сек – до 100 осей; 40 сек – 101-120 осей.

Производительность компрессора ЧМЭ3 с 7 до 8 кгс/см2 – 35 сек.

Регулировка 3РД на включение компрессора 7,5 кгс/см2, отключение 9,0 кгс/см2.

Время на отпуск автотормозов

С момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до приведения локомотива в движение.

-после ступени торможения – не менее 1,5 мин.;

   -после полного служебного торможения – не менее 2 мин.

   -после экстренного торможения: до 100 осей не менее 4 мин;                                                    более 100 осей не менее 6 мин.

В зимнее время года время на отпуск увеличивается в 1,5 раза.